Росавтодор. Монополист платных дорог

В начале июля Совет Федерации одобрил закон «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» несмотря на то, что профильный комитет Совета Федерации незадолго до этого рекомендовал его отклонить. 

Закон, который Госдума приняла в третьем чтении 26 июня, предусматривает создание государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») для управления инвестиционно привлекательными автомобильными дорогами федерального значения, которые будут переданы ей в доверительное управление. 

Задачей новой корпорации станет содержание и развитие автомагистралей, проектирование новых дорог, ремонт имеющихся, а также перевод ряда федеральных трасс в платный режим и обустройство придорожных территорий. 

Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что компания будет создана в следующем году. А до 2015 года ей будет передано 6 тыс. километров трасс — в основном наиболее перегруженных. По словам спикера Думы Бориса Грызлова, всего в управление «Автодору» будет передано порядка 18,3 тыс. километров российских дорог. 

Причины протеста сенаторов против закона заключаются в следующем. 
На строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию дорог, в том числе платных, согласно новому закону, будут направляться деньги из федерального бюджета. А доходы от управления переданным «Автодору» имуществом останутся в распоряжении компании и в федеральный бюджет не пойдут. 

Кроме того, «Автодору» будет предоставлена возможность выпускать ценные бумаги и размещать их, в том числе за пределами России. Это, считают сенаторы, может привести к утечке средств государственной компании из страны в интересах ее менеджмента, путем манипуляций с доходностью этих бумаг. 


Также «Автодор», в том числе за счет бюджетных средств, будет выступать заказчиком при строительстве и ремонте дорог. При этом федеральный закон о госзаказах на него не распространяется, что может привести к злоупотреблениям. «Из текста федерального закона не ясно, каким образом будут отбираться организации для проведения указанных выше работ», — говорится в решении комитета. 

Сенаторы выступили и против поправок, которые предлагается внести в другие законы России. Так, сейчас действует норма, по которой дорога в управление корпорации может быть передана лишь на условиях, что она будет реконструирована или вновь создана. Эту норму новый закон отменяет. 

Таким образом, ГК «Автодор» сможет получить любую, даже новую бесплатную государственную трассу и сделать ее платной, не отчисляя доходы в федеральный бюджет. 

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов также заявил, что воздержался бы при голосовании по одобренному накануне палатой закону о создании государственной компании «Автодор», если бы находился во время его рассмотрения в зале пленарных заседаний. Такое мнение он высказал на пресс-конференции, организованной РБК. Отвечая на вопрос о своем отношении к этому закону, С. Миронов отметил, что документ вызывает у него вопросы. Закон о создании «Автодора» гипотетически допускает (хотя существуют многие ограничения и барьеры), что по решению госкомпании «тот или иной участок действующей автотрассы, которая была построена давным-давно, или, по крайней мере, до принятия закона, в какой-то момент может быть объявлен платным». 

Глава Совета Федерации напомнил, что когда говорилось о платных дорогах, предполагалось, что если в будущем будут строиться новые дороги параллельно существующим, они теоретически могут быть платными. «Всегда должна быть альтернатива у любого человека: вот хорошая трасса - платная, вот может быть немножко похуже, но она тоже гарантированно приведет в нужный пункт, и она бесплатная», - указал С. Миронов. 

И 20 июля «Автодор» уже подписал первый документ. Первым стало соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе новой дороги между федеральной автотрассой M-1 «Беларусь» и Московской кольцевой автодорогой (МКАД). 

Строительство новой дороги займёт два года. Общая стоимость строительства автодороги — 25,7 млрд. руб. Из них 11 млрд. будет выделено из средств Инвестиционного фонда, а оставшаяся часть — привлечена компанией.