Петербург-Ленобласть: Общее и разное в дорожных проблемах

Cанкт-Петербург и Ленинградская область — регионы соседи. В последнее время даже активно идет речь об объединении регионов. Для объединения всегда нужна хорошая коммуникация — т.е. дорожная сеть. Только вот подходы к ремонту  реконструкции дорог у двух города и области разные. Как раз в июле дорожники Петербурга и Ленобласти подвели итоги работы и определились с планами на будущее.

В Санкт-Петербурге в целом итоги можно признать удовлетворительными. Однако вместе с определенными успехами есть и недочеты, о причинах которых подробно рассказали на минувшей неделе руководители Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. "Мы сделали шаг вперед по сравнению с 2007 годом, однако полной удовлетворенности у нас нет. Год стал напряженным, есть некоторый финансовый перекос в сторону второй половины 2008 года, потому не все запланированные работы удалось завершить", — отметил глава комитета Олег Виролайнен.

Главные городские дорожные стройки - это ЗСД и КАД. По словам главы КБДХ, основные работы по строительству и реконструкции новых транспортных объектов Санкт-Петербурга, призванные обеспечить пропускную способность транспорта на ключевых магистралях города, будут проведены уже в 2008 году. Наиболее значимыми, по мнению главы КБДХ, являются южный участок ЗСД от развязки на пересечении КАД до развязки на Канонерском острове. Уже 14-15 октября планируется открытие первой очереди Западного скоростного диаметра, который в значительной степени снимет транспортную нагрузку с улиц Санкт-Петербурга. Также до конца 2008 года к южному участку ЗСД будут подключены 3-й и 4-й районы Большого Морского порта.

Первая очередь ЗСД соединит улицу Морской Пехоты в Автово с районами порта. Дорога будет иметь выход на Краснопутиловскую улицу. В соответствии с проектом трасса ЗСД протяженностью 46,4 километра пройдет от станции Предпортовая через Большой Морской порт Санкт-Петербурга, западную часть Васильевского острова, Приморское шоссе в районе поселка Белоостров и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Прибалтики, Скандинавии и регионы России. Число полос на ней составит шесть-восемь, транспортных развязок — 15, расчетная скорость движения — 120 км/ч.

Чтобы облегчить пропускную способность сети дорожно-транспортных развязок, во второй половине 2008 года в северной столице планируется пуск нескольких объектов, жизненно-важных для бесперебойной работы транспортной инфраструктуры города. Уже 2 августа будет введен в эксплуатацию путепровод в створе проспекта Александровской Фермы. Его пуск изрядно облегчит транспортное сообщение между Невским и Фрунзенским районами. Завершение реконструкции путепровода "Нева" в створе Народной улицы и Мурманского шоссе планируется в IV квартале нынешнего года. Путепровод обеспечит беспрепятственный выход автотранспорта на федеральную дорогу М-18 Санкт-Петербург — Мурманск.

Планируется также строительство продолжения Пискаревского проспекта на участке от улицы Руставели до КАД с устройством путепровода через железнодорожные пути станции Ручьи и транспортной развязки с КАД, а также реконструкция Лазаревского моста через Малую Невку. При этом учтен удачный опыт завершившейся реконструкции моста Лейтенанта Шмидта через Неву. После разборки временный мост дублер планируется использовать при реконструкции Лазаревской переправы. Намечена комплексная реконструкция Синопской набережной на участке от набережной Обводного канала до улицы Моисеенко.

 Всего в адресной программе текущего и капитального ремонта дорог и дорожных сооружений Санкт-Петербурга в нынешнем году значится более 200 адресов, среди которых 126 — текущий ремонт дорог, 51 — капремонт проезжей, части девять — капитальный ремонт дорожных сооружений, 108 адресов — ремонт тротуаров. Правда комитет и его подрядчики отремонтировали за пол года отремонтировали  сдали только пятую часть от плановых показателей.

В Ленинградской области сутуация и того хуже. Несмотря на рост объемов темпов ремонта дорог, положение настолько тяжелое, что плановых мэр не хватает. Власти Ленобласти заявили, что намерены переломить ситуацию с качеством ремонта дорог и добиться сохранности покрытия на срок, превышающий несколько месяцев. Для этого они собираются отсечь от участия в конкурсах мелкие фирмы и обеспечить ремонт не сотен метров, а десятков километров региональных трасс. Ожидается также принятие регионального закона, который ограничит движение тяжелых грузовиков по дорогам общего пользования.

Многочисленные нарекания на непроезжее состояние многих трасс губернатор Валерий Сердюков видит не в ограниченном масштабе ремонтных работ, а в резком росте числа личных машин у населения: "Дорог не было — нет и по сей день. Но машины появились. Поэтому сегодня кто только о дорогах не пишет: и глава волости, и глава деревни". Если верить обещаниям губернатора, в 2009-2010 годах состояние всех региональных трасс будет улучшено. Однако без активности муниципальных властей это невозможно. Главы поселений вправе запретить проезд большегрузного транспорта по своим дорогам, поскольку для крупных грузовиков заинтересованные организации должны строить специальные, "технологические" пути. "Я не знаю, почему не принимаются решения, а песок везут под окнами домов, - заявляет губернатор. - Нет ни одного запрещающего решения. А потом говорят: разрушили дорогу в деревне".

Глава региона распорядился подготовить проект областного закона о движении транспорта большой грузоподъемности по населенным пунктам и дорогам регионального значения. В сентябре проект должен быть внесен в Законодательное собрание. Его принятие будет означать, что за пользование обычными путями сообщения с владельцев большегрузного транспорта органы власти будут взимать плату. Деньги пойдут на восстановление дорог, иначе на ремонт не хватит всего областного бюджета.

Хотя сам бюджет в сравнении с прошлогодним вырос объем средств, выделенных на дорожное хозяйство Ленобласти. Однако областное правительство готово ввести дополнительные меры регулирования и внести изменения в региональное законодательство. Таким образом оно надеется обеспечить дальнейшее финансирование отрасли и сберечь трассы от разрушения тяжелым промышленным транспортом. Теперь в годовом плане расходов Комитета по дорожному хозяйству — 6,4 млрд руб. В 2006 году он располагал 1,5 млрд, в 2007 — 3,7 млрд.

17 июня область заключила соглашение с Федеральным дорожным агентством о выделении субсидий на строительство и реконструкцию автодорог на сумму 1 млрд 482 млн руб. Непременное условие выделения этих денег - 20-процентное финансирование со стороны региона. В соглашение включены реконструкция Дороги жизни, которая в этом году будет стоить 567 млн руб. (на 1 июля было освоено почти 360 млн руб.), и строительство дороги Петербург — Сортавала на участке КАД — Скотное, на которые выделяется 779 млн руб. (этот участок осенью перейдет в федеральную собственность). Однако если по первому из этих объектов проведены торги и полностью готова проектно-сметная документация, со вторым все сложнее: проект пришлось корректировать, а генподрядчик будет избран заново. Уже идет подготовка соглашения о расторжении договора с предыдущим подрядчиком — "Дорстройпроектом", на которого областные власти уже подавали в арбитражный суд иск об обязании исполнить ранее заключенный договор. Торги по определению нового подрядчика состоятся между 1 и 10 августа. Тогда же будет открыто финансирование.

Ленобластной Комитет по дорожному хозяйству в нынешнем году попытается с помощью нововведений повысить качество строительных и ремонтных работ, чтобы весной не пришлось укладывать километры покрытия заново. Текущие ремонты отныне будут проводиться на участках протяженностью 10 км и более, что, согласно ожиданиям чиновников, в дальнейшем скажется и на содержании дорог. Комитет отказался от авансирования работ и разбил весь объем выделяемых средств на 5 больших лотов. Это должно стать препятствием для маленьких, не обеспеченных ресурсами, компаний.

На строительство областной автодороги Петербург — Сортавала на участке Скотное —Магистральное из регионального бюджета выделено 754 млн руб.; в том, что строительство будет продолжено, сотрудники Комитета не сомневаются. Реконструкция дороги Зеленогорск — Приморск — Выборг на участке между 16-м и 42-м км обойдется в 2008 году в 518 млн руб. Конкурс, определивший подрядчика состоялся, и документация разработана. Еще 358 млн направлено на реконструкцию участка дороги Лодейное Поле — Вытегра. Работы должны завершиться в октябре. Однако на трассах самых загруженных транспортом Гатчинского, Выборгского и Всеволожского районов, в которых живет почти 40% населения региона, проблему так называемого хронического "недоремонта", по признанию официальных лиц, удастся решить только в будущем году, не раньше.

Подготовлено по материалам СМИ