Спасительные мега-проекты транспортного коллапса

Количество автомобилей растет год от года, и в связи с этим угроза транспортного коллапса в Петербурге становится все серьезнее. Предотвратить его могут 2 дорожных мега-проекта: ЗСД, и скоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург.

Спасительная магистраль...

В России, где расстояния между городами и населенными пунктами исчисляются сотнями километров, хорошие дороги жизненно необходимы как фактор территориальной и экономической интеграции. Но в реальности качественных дорог в стране крайне мало. Одна из традиционных причин — недостаточное бюджетное финансирование. Средств, впрочем, не хватало всегда. Впервые вопрос об улучшении качества дорог был поднят в XVIII веке. С тех пор было разработано множество проектов ремонта и обустройства дороги. Трасса Москва—Санкт-Петербург, безусловно, является важнейшей транспортной артерией страны. Технические показатели состояния трассы не позволяют обеспечивать единый скоростной режим. Четверть трассы, согласно данным Минтранса, проходит через жилой сектор, в котором скоростной режим ограничен правилами дорожного движения.

При этом в некоторых районах трасса состоит только из четырех полос, что, конечно же, приводит к заторам и пробкам. В соответствии с мировыми стандартами дорога такого значения должна быть как минимум вдвое шире и на ней должен быть установлен свой скоростной режим.

Ожидается, что запуск соответствующей современным стандартам автомагистрали позволит в среднесрочной перспективе увеличить грузопоток в этом направлении в три раза. Государство в течение последних нескольких лет разрабатывает планы по реализации данного проекта с привлечением средств частных инвесторов. Заинтересовать бизнес можно, только предложив интересные для него условия. А прибыль в данном проекте могут приносить как сборы за проезд, так и доходы от придорожной инфраструктуры. Тем более нет никаких сомнений в том, что главная дорога страны — объект востребованный.

В 2009 году запланировано строительство первого участка платной скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург. Его протяженность составит 43 км. Дорога пройдет от МКАД до Солнечногорского района Подмосковья. Она не заменит, а продублирует существующую трассу Москва—Санкт-Петербург. Тем более что существование платной дороги возможно при наличии бесплатной альтернативы. Старая трасса будет работать в том же режиме. Как отмечают эксперты, новая трасса по ряду параметров будет отличаться от старой. Во-первых, она будет гораздо шире — десять полос от выезда из Москвы до поворота на аэропорт Шереметьево, на участке от Шереметьево до Зеленограда она сузится до восьми полос и, наконец, от Зеленограда до Солнечногорска составит до шести полос.

Надо отметить, что новая дорога пройдет восточнее Ленинградского шоссе, а выезд из столицы будет расположен на несколько километров севернее. Но это пока проект. В данный момент проходит конкурс на определение частного инвестора, который будет финансировать проект наряду с государством. Кроме того, до конца года государство планирует выкупить у частников все земли, по которым в соответствии с проектом должна пройти скоростная дорога.
Общая проектная стоимость строительства первого участка составляет 66,199 млрд рублей с учетом НДС. Из этой суммы средства инвестфонда, то есть госбюджета, составят 30 млрд 274 млн. Оставшуюся часть вложат частные инвесторы. При этом собственные средства инвесторов составят порядка 6,9 млрд рублей, заемные средства — порядка 30 млрд.

Результаты конкурса будут известны в октябре текущего года. Концессионный двухэтапный тендер был объявлен в сентябре 2007-го. Первый предквалификационный этап, в ходе которого компании должны были представить на рассмотрение конкурсной комиссии предварительные заявки, завершился в феврале 2008 года. Второй этап конкурса, на котором успешно прошедшие предквалификацию компании сформируют официальные конкурсные предложения, завершится в сентябре 2008 года. На 16 сентября запланировано вскрытие конвертов с конкурсными заявками. До мая 2009 года должен быть согласован проект концессионного соглашения. Одним из открытых вопросов остается вероятность внесения изменений в проект концессионного соглашения. На ближайшие 30 лет планируется утвердить все обязательства сторон, санкции, распределить риски между частным сектором и государством.

Финансирование проекта будет осуществляться государством и бизнесом совместно. Частные инвесторы, которые займутся строительством дороги, получат также право ее эксплуатации в течение 25 лет, предусматривающей получение дохода в виде сборов за проезд. С точки зрения нормативно-правовой базы проекта были предприняты следующие шаги. Во-первых, в апреле прошлого года правительство РФ выпустило распоряжение, утверждающее проект в целом. Через полгода была утверждена конкурсная документация проекта.

Государство и бизнес должны будут совместно нести ответственность и риски по проекту. Важно обеспечить такую степень контроля, чтобы не было потерь в эффективности работы бизнеса. В то время как бизнес должен осознавать, что он работает над социально значимым проектом, и не забывать о соотношении рисков и доходности при получении отдачи от инвестиций.

Чиновники уверены, что будущая платная трасса имеет высокие шансы стать рентабельным проектом. Цена за проезд 1 км по платной альтернативной трассе Москва—Петербург водителю легкового автомобиля обойдется не дороже трех рублей. Это ниже, чем в среднем по Европе, уверяют в Минтрансе. Кроме того, новая трасса Москва—Санкт-Петербург будет длиной 684 км. Рассчитанная проектная скорость, с которой можно будет передвигаться по этой дороге, составит 120 км/ч. Преодолеть все расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы можно будет всего за шесть часов, то есть время в пути по сравнению с нынешним сократится в два с половиной раза.

Спасет ли ЗСД?

Третью недели в начале осени движение на магистралях северной и северо-западной частей Санкт-Петербурга было парализовано километровыми пробками — скорость движения транспортного потока практически не превышала 15 км/ч, а в часы пик — едва ли не вдвое меньше. Основная причина очередного транспортного коллапса — ремонт дорожного покрытия на Приморском проспекте — важнейшей магистрали Приморского района Петербурга, проходящей вдоль северного берега Большой Невки в сторону курортной зоны Карельского перешейка. Проспект также связывает центральную и восточную зоны города с районом озера Долгое, Старой Деревней, Новой Деревней, Лахтой и Ленинградской областью на северо-западе.

Приморский проспект, или, как его привыкли называть, "Приморский транспортный узел", вот уже много лет является в прямом и переносном смысле узким местом северо-западной части города. До недавнего времени его проезжая часть, шириной всего в 12 м, являлась притчей во языцех всех автомобилистов, хоть раз проезжавших по этой дороге. Многочасовые заторы, возникающие в основном у железнодорожных постов в створе улицы Оскаленко и переходах в Центральный парк культуры им. Кирова, частые дорожно-транспортные происшествия — таково обычное состояние Приморского проспекта. И чему удивляться, если от нового вантового моста до Ушаковской развязки набережная имеет шесть полос движения, а далее — до Яхтенной и вглубь по направлению к другим улицам — дорога резко сужается. Одним словом, "бутылочное горлышко", мешающее нормальному проезду автомобилей.

В ходе реконструкции магистрали планировалось "разрулить" движение непосредственно в преддверии осени, в дальнейшем продолжая ремонтные работы таким образом, чтобы они в минимальной степени "тормозили" скорость транспортного потока. Однако на дворе сентябрь, а движение на Приморском и прилегающих к нему улицах практически парализовано.

Можно ли было избежать подобной ситуации? Очевидно — да. Прежде всего, по свидетельству специалистов, время для ремонта было выбрано едва ли не самое неудачное. Очень многие горожане вернулись в город из отпусков, и машин на улицах заметно прибавилось. Именно на этот момент и пришелся ремонт Приморского. Во-вторых, на трассу, выбранную в качестве дублера данного направления, улицу Савушкина, из центра практически не попасть. Кроме того, обилие на ней светофоров и недостаточная ширина не позволяют "переварить" нахлынувший поток транспорта.

Увы, в сложившейся ситуации нет ничего необычного. Она была предсказуема, и о ней даже предупреждали, но, увы, со времен Кассандры и по сей день к предсказаниям принято относится скептически, будь то пророчества гадалки или анализ специалистов. Вот "гром" и грянул в очередной раз.

Конечно, определенная часть вины лежит и на проектировщиках застройки всего района. На протяжении последних 10-15 лет именно Приморский развивался, пожалуй, наиболее активно среди прочих районов Северной столицы. Застраивались новые кварталы, причем в основном многоэтажными зданиями. При этом район был определенно изолирован от общегородской транспортной системы. Фактически основным транспортным средством, позволяющим его жителям добираться в центральную часть и южные районы города, был трамвай, с последующей пересадкой на метро "Старая Деревня" или "Черная речка". Способ изрядно затратный по времени и не слишком комфортный. Неудивительно, что подавляющее большинство горожан предпочитает пользоваться личным автотранспортом.

Еще один существенный момент — транзитное направление магистрали в сторону дачных участков, на которые в конце лета особенно часто отправляются многие горожане. Из-за проблем, регулярно возникающих на выезде из города в Осиновой роще, многие выбирают именно Приморское шоссе. То есть нагрузка опять-таки падает на Приморский район.

По свидетельству сотрудников ГИБДД, причина удручающей ситуации, сложившейся в связи с ремонтом основной магистрали северо-запада, также и в неосведомленности многих водителей. Напомним, что в городском законе "Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге" ответственность за информирование о временном ограничении или закрытии движения возложена на правительство. При этом в законе отсутствует четкий порядок информирования всех комитетов Смольного. В результате складывается ситуация, при которой подрядчик работ — а на Приморском проспекте работает ГУДСП "Коломяжское" — видимо, не счел нужным сообщить о предстоящих работах в Комитет по транспорту. В результате подобное закрытие оказалось неприятным сюрпризом не только для автомобилистов, но и для некоторых чиновников.

Для обеспечения работы закона в 2006 году Комитет по транспорту даже издал распоряжение 113-Р, которое вроде бы должно помогать "разруливать" тяжелые ситуации. Однако оно не работает именно по причине неинформирования одного комитета другим о проведении очередных дорожных работ.

Проблемы с ремонтом Приморского отчетливо заметны на фоне удачного обеспечения движения в центральной части города во время ремонта Невского проспекта. Там информация о проводящихся работах размещалась на основных центральных магистралях, а водителям, как правило, заблаговременно сообщали о точном времени закрытия определенного участка. Пробки, конечно, были и в этой части города, но упрекнуть в отсутствии информации автомобилисты в данном случае никого не могли.

Возможного улучшения ситуации можно ожидать с вводом в строй Западного скоростного диаметра, который, между тем, начали строить "с другой стороны". По свидетельству специалистов, процессу разгрузки Приморского проспекта не помешал бы еще один выезд из города, который также пока находится лишь на чертежах и планах.

По материалам СМИ