ЗСД — радость автомобилистам и новые проблемы

В Петербурге произошло эпохальное для города событие. Были торжественно открыты два объекта транспортной инфраструктуры. Строители полностью сдали первую очередь Кольцевой автомобильной дороги (КАД), достроив в районе Ржевской развязки над Большой Охтой восьмиполосный второй уже в городе вантовый мост, а также первую очередь Западного скоростного диаметра (ЗСД), которая соединила КАД с Морским портом.

Эти два объекта способны изменить жизнь мегаполиса. Вантовый мост может избавить восточную часть города от пробок, поскольку до сих пор на старую четырехполосную переправу машины буквально протискивались, так как основная дорога была восьмиполосной, и все время возникал затор.  Стоимость расширения дороги на Ржевской развязке, включая строительство нового моста, составила 4,45 млрд рублей. Общая же стоимость строительства первой очереди КАД от станции Горская до Таллинского шоссе составила 74,05 млрд рублей.

А ЗСД с подключением пока к третьему и четвертому участкам Морского порта избавит внутригородские магистрали от большей части грузового транспорта. Шестикилометровый участок первой очереди ЗСД, "отмыкая" от развязки КАД, упирается в створ Автомобильной улицы, соединенной под Автовским путепроводом с улицей Морской пехоты, которая в свою очередь вливается в Дорогу на Угольную гавань, ведущую к третьему и четвертому участкам Морского порта. Такое подключение обеспечит бесперебойную транспортную связь портовых районов с федеральными дорогами.

Для этого дирекция по строительству комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Санкт-Петербурга провела реконструкцию улицы Морской пехоты, а дирекция по строительству Западного скоростного диаметра ремонтировала, удлиняла и подсоединяла к ЗСД с помощью нового путепровода Автомобильную улицу.

Раньше путепровода, который проходит над железнодорожными путями от станции метро «Автово» к Трамвайному проспекту, не было. Машины, ехавшие по проспекту Стачек (отрезок которого и был поднят путепроводом), очень часто стояли у шлагбаума, ожидая, когда очередной состав покажет свой последний вагон. Улицы Морской пехоты и Автомобильная находились по разные стороны от проспекта Стачек и никак не соединялись между собой. Там есть улица, ведущая к морю. Она называется Дорога в Угольную гавань и идет от порта к проспекту Стачек. Но продлить ее и соединить с Западным скоростным диаметром, протянувшимся вдоль проспекта Народного ополчения, возможности не было, поскольку дальний от порта створ попадает в зону жилой застройки. Поэтому к ЗСД с помощью нового путепровода решили подсоединить Автомобильную улицу, срастив ее с улицей Морской пехоты, которая перед портом вливается как раз в Дорогу в Угольную гавань.

По словам Николая Коптева, сотрудника КБДХ, отвечающего за эту развязку, подводка из порта на Западный скоростной диаметр должна решить несколько городских проблем, и в первую очередь проблему жителей этой части Кировского района, которые долгое время страдали от самодеятельных грузовых отстойников. В свое время фуры забивали их дворы, прилегающие улицы, ожидая отправки товара, погрузки или заказов. В последнее время город, открыв несколько новых терминалов, частично решил эту проблему, но некоторые дальнобойщики и грузовые компании, не желая тратить деньги, все равно стоят вдоль Дороги в Угольную гавань и улицы Морской пехоты. После 15 октября на этих магистралях, а также на Автомобильной улице должны появиться дорожные знаки, запрещающие стоянку автомобилей у обочин.

С открытием развязки транзитному грузовому транспорту будет закрыт путь в город - только на Западный скоростной диаметр. Те же, кто везет товар или загружается на предприятиях Петербурга, должны будут получить специальный пропуск. Но как будет действовать эта система, чиновники пока ответить не могут. Также они еще не знают, как будет организован сбор доходов. Ведь ЗСД -- проект концессионный. То есть основной инвестор -- частная компания. Соответственно, чтобы окупить средства, дорога какое-то время -- несколько десятков лет -- будет платной. Первым участком, где начнут собирать деньги, как раз и будет подводка к ЗСД по улицам Морской пехоты и Автомобильной.

Возможно, плата появится не сразу, а постепенно. Поскольку и инфраструктура магистрали - ограждения, разметка - будет достраиваться вплоть до конца года. В декабре же будет проведен конкурс на то, какая компания и каким способом займется сбором платежей за проезд по этой магистрали. Уже известно, что стоимость проезда для грузового транспорта составит около тысячи рублей.

Хотя сам вопрос появления платной дороги очень спорный. Ведь по закону у каждой платной магистрали должна быть бесплатная альтернатива, а на этом участке такой альтернативы (если не выезжать в город) нет. Также, по его словам, непонятно введение пропускной системы, ведь порт на 30% обслуживает "внутренний" транспорт, то есть тот, который работает с городскими предприятиями. Именно они и ездят по городу. А транзитники и сами избегают въезжать в мегаполис (если опять же с них не будут брать деньги за проезд).

ЗСД планируется построить на концессионных началах за счет средств инвестора (50%), городского бюджета (16%) и федерального инвестиционного фонда (34%). Пока же первая очередь магистрали построена за счет городских денег. Заказчиком выступил комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, генеральный подрядчик -- ОАО "Мостоотряд-19".

Трассу протяженностью около 46,4 км планируется построить к 2010-2011 годам. Она свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в Скандинавию. Предполагается взимать плату за проезд по трассе по 100 рублей для владельцев легковых автомобилей и 150-300 рублей -- для грузовиков. Однако, как сообщили в комитете по инвестициям, до момента подписания концессионного договора плата за проезд по открытому участку ЗСД взиматься не будет.

ЗСД, соединяющий два полукольца кольцевой автодороги, представляет собой городскую скоростную автомагистраль с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части восьмиполосную, с расчетной скоростью движения транспорта 120 км/час и максимальной интенсивностью движения до 94 тыс. автомобилей в сутки (прогнозируемая интенсивность на 2010 год), оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи. Общая протяженность трассы составляет 46,6 км. Эстакадные участки составят около 55% протяженности магистрали. В составе ЗСД предусматривается сооружение 14 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 м и 35 м.

По материалам петербургских СМИ